Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в 2016 году был организован и проведен автономной некоммерческой организацией “Центр современных образовательных технологий” в рамках государственного контракта Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи проводится для оценки ресурсного обеспечения и эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в субъектах Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания — это
обеспеченность административными ресурсами, в том числе, наличие региональных, муниципальных нормативных актов, а также локальных нормативных актов образовательных организаций, регулирующих деятельность образовательных организаций в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
материально-техническая база, в том числе музейные комплексы, спортивные и спортивно-технические объекты;
финансовое обеспечение реализации региональных программ и проектов в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
обеспеченность квалифицированными кадрами
в области теории и методики воспитания, в том числе, владение современными образовательными технологиями (наличие документов, подтверждающих повышение квалификации по тематике современных образовательных технологий, в том числе, образовательных технологий воспитательной работы), владение содержанием нормативно-правовой основы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания (наличие документов, подтверждающих повышение квалификации по тематике содержания 273-ФЗ; ФГОС; Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы”; “Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года”),
в области социального проектирования, в том числе, управления проектами (наличие документов, подтверждающих наличие высшего образования, либо повышения квалификации в сфере управления).
Эффективность деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию оценивается на основе
анализа процесса присвоения целевыми группами ценностных смыслов гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, зафиксированными в основополагающих документах образовательной системы Российской Федерации: 273-ФЗ; ФГОС;
сравнения уровня информированности и удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевой аудиторией гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания
и оценки ресурсного обеспечения гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Мониторинг предусматривает проведение различного рода мониторинговых мероприятий, в том числе,
сбор и анализ статистических данных о деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
опрос представителей молодежи от 15 до 24 лет на предмет сформированности элементов гражданской идентичности, нравственных ценностных смыслов, информированности о региональных мероприятиях в сфере патриотического воспитания и вовлеченности в них,
сбор и анализ статистических данных о деятельности образовательных организаций,
сбор, обработка, анализ и распространение актуальных педагогических методик, технологий, методов, приёмов, форм патриотического воспитания, накопленных образовательными организациями в субъектах Российской Федерации.
экспертная оценка профессиональным сообществом современного состояния и перспектив развития системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в Российской Федерации.
В мониторинге деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в 2016 году приняли участие
региональные органы исполнительной власти, предоставившие информацию о деятельности в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
образовательные организации, предоставившие информацию о проводимых мероприятиях в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, а также методических разработках по теме мониторинга;
250 000 представителей молодежи, ответивших на вопросы онлай-анкеты о своем отношении к патриотизму и участии в патриотических мероприятиях.
Анализ информации от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволяет оценить востребованность мероприятий государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Лидерами по количеству участвующих субъектов Российской Федерации являются всероссийские акции: “День призывника”, “Вахта памяти”, “Письма Победы”. Активно участвуют представители регионов в семинарах, совещаниях, конференциях в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Примечательно, что информацией об участии образовательных организаций во всероссийских и межрегиональных конкурсах, играх, фестивалях региональные органы исполнительной власти практически не обладают. При этом, по данным опроса представителей молодёжи, более 90% респондентов отметили наличие интереса к подобным мероприятиям, большинство из участвующих получают информацию о данных мероприятиях в социальных сетях.
Наиболее активно принимают участие в мероприятиях программы Курская, Челябинская, Тюменская, Орловская, Костромская области, Ханты-Мансийский автономный округ- ЮГРА, Санкт-Петербург, Красноярский край, Архангельская и Кемеровская области.
Наименьшее число мероприятий в рамках государственной программы прошло в республике Алтай, Приморском крае, Ненецком автономном округе и Чувашской Республике.
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты региональные программы патриотического воспитания.
В общем количестве мероприятий в сфере государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию отводится чуть меньше половины всех мероприятий.

68% школьников, 70% студентов профессионального образования и 65% студентов высшего образования в субъектах Российской Федерации приняли участие в мероприятиях в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Анализ информации, представленной образовательными организациями всех уровней о проведенных в 2016 году мероприятиях в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания свидетельствует о том, что основная нагрузка по организации и проведению мероприятий ложится на уровни дошкольного и общего среднего образования. Это соответствует возрастной периодизации, т.к. основные гражданско-патриотические и духовно-нравственные ценностные смыслы закладываются в дошкольном и младшем школьном возрастах.